Летопись села Ломы
Географическое положение. Основание села.
Село Ломы расположено на левом берегу реки Шилка в 30 км к северо-востоку от города Сретенска и в 370 км от города Читы.
Название села произошло от эвенкийского слова «лом» - мох хорошего
качества: очевидно, когда-то здесь было кочевье или улус эвенков, а в
окрестностях села есть места, где мох толщиной почти по колено. По селу
протекают две речки – Боктусиха и Ключовка.
С западной стороны села возвышается отвесная скала – Ломовской Бычок,
про который в энциклопедии Брокгауза и Ефрона говорится: «Ломовский
Бычок - скалистый утес в правом берегу реки Шилки Забайкальской обл.
Опасен в бурное время для судов и плотов».
Село основано в XVIII веке крестьянами, приписанными к Нерчинским заводам, одним из первых после Сретенского острога.
В 1851 году после утверждения положения «О Забайкальском казачьем
войске» село Ломы становится центром Ломовской станицы, и здесь
разместился штаб 12-ого казачьего батальона. Казаки жили дома,
занимаясь хозяйством, но в случае надобности могли быть призваны на
службу.
Ежегодно после уборки урожая проводились осенние сборы, когда казаки учились владеть оружием.
Летом 1891 года в уездном городе Сретенске побывал будущий император
Николай II. 13 июня пароход, на котором путешествовал цесаревич,
тронулся от станицы Ломовской вверх по реке Шилке. В Сретенске после
торжественной встречи наследника престола было устроено состязание по
стрельбе. В числе первых трёх победителей, получивших в качестве награды
серебряные часы, были Ломовской станицы казак Тимофей Литвинцев и
старший урядник Никон Пестерев. (Чащин А. Сретенск. Страницы истории. –
Чита: Экспресс-издательство, 2009, стр. 20)
В 1904 году ломовской казак Мамонтов Сергей Николаевич стал Георгиевским кавалером:
Наш дед, атаман поселковый,
Казак был очень толковый,
Георгиевский кавалер первый.
А было это в Китае.
Скакал он с пакетом однажды
И видит: наши артиллеристы
Отбиваются от японцев отважно.
Но оружейной пальбы не слышно,
И гром орудийный не слышен.
Бьются солдаты штыком и прикладом -
Знать, огнезапас вышел.
Развернул казак Гнедого - и "С богом...",-
Выхватив шашку, поскакал к бастиону.
Он рубил японцев шашкой
И топтал их конем с разгона.
Так, дважды проскакав вокруг заставы,
Он перелетел через бруствер.
А там в бинтах кровавых
Лежал командир артиллеристов русских.
Взяв на руки офицера быстро,
Казак положил его перед собою
И, вылетев обратно как выстрел,
Помчался в лазарет за горою.
И сразу же в бой поскакали сотни,
И засверкали клинки в небе синем.
Казачьи потомки, всегда будем помнить
О славных сынах России.
(Г.Мамонтов)
По данным на 1902 год в селе было 93 жилых дома, в которых жили 634
человека казачьего сословия. В селе было двухклассное министерское
училище, станичное правление и станичный цейхгауз, церковь Иоанна
Предтечи.
Через село проходил тракт: летом – по берегу Шилки, зимой – по ледовой
дороге. Село лежало на Екатерининском тракте, на пути к известной на всю
страну Карийской каторге. В верхней части села, там, где река делает
крутой изгиб вправо, огибая Ломовской бычок, дорога проходила по
высеченной в скале тропе шириной с конскую телегу. Политзаключённые,
нарушители законов, «бунтовщики и мятежники», закованные в кандалы,
конвоируемые солдатами, останавливались на ночлег в заезжем доме богача
Морозова, который давал коней почтовой службе, держал кабак, по
договорённости с властями принимал на отдых заключённых. Местным жителям
разрешалось в день прихода этапа приносить продукты для арестантов.
Заранее узнав, что скоро они прибудут в село, женщины специально пекли
хлеб, шаньги, готовили творог, сметану, масло.
II. Культура и быт казачества
В Забайкалье жили большими семьями. Часто такие семьи ставили
пятистенные дома. Около избы любили сажать черёмухи. Во дворе дома было
много хозяйственных построек: амбар для зерна (иногда двухэтажный: внизу
хранили инвентарь, вверху – зерно); зимовьё, где зимой держали ягнят,
куриц, телят; стая для коров, коз; баня, топившаяся по-чёрному; двор для
лошадей, сенник, погреб. Свиней держали в землянке. Телят летом пасли
на огороженном пастбище-телятнике.
В избе на окнах зеленели комнатные цветы: герань, ночная красавица,
вьюнчики. Кровати застилали летом шерстяными покрывалами, сотканными на
кроснах. Зимой укрывались овчинными одеялами. Те, кто жил бедно, спали
на полу на потниках, которые делали из некачественной шерсти:
раскладывали шерсть на полу, поливали её водой, накручивали на палку и
раскатывали по полу.
Из семян жабрея варили олифу. Готовность олифы проверяли с помощью
куриного пера: если брошенное в олифу перо сворачивалось – олифа готова.
Смешивали с ней глиняную охру и красили полы. В окрестностях села Ломы
можно найти желтую, синюю охру.
Посуду и кирпичи делали сами. Добывали глину, долго её отмывали в бочке,
сушили. На гончарном круге лепили крынки, горшки, тарелки. Посуду и
кирпичи обжигали в русской печке. Обожженную посуду обмакивали в жидкое
тесто (бурдук), вновь обжигали, уголь отскребали – получались крепкие
блестящие горшки. Из берёсты делали туески, чумашки, из дерева вырезали
ложки.
„Если уж по уму да по совести и чести – спаситель наш – огород! Тут и
голову ломать незачем, - писал В.Астафьев. – В огороде же том
самоглавнейший спаситель – скромное, многотерпеливое существо... –
картошка!"
В Забайкалье крестьяне использовали не только клубни, но и ботву. Её
рубили в кадочке, пересыпали зерноотходами, заливали водой, а закисшим
пойлом кормили свиней. В голодные годы бывали случаи, когда картофельную
ботву добавляли в суп и ели сами. Осенью ботву (лешину) не сжигали, а
сушили и использовали на подстилку скотине.
С уважением,
Глава администрации сельского поселения«Молодовское»
Балагурова Надежда Викторовна